Советы по самостоятельной диагностике ходовой части на ВАЗ
Состояние ходовой части автомобиля напрямую влияет на управляемость, устойчивость и безопасность. Автомобили ВАЗ, эксплуатируемые в условиях агрессивной дорожной среды, требуют регулярного контроля технического состояния подвески, рулевого управления и сопряжённых узлов. Самостоятельная диагностика позволяет выявить отклонения на раннем этапе и своевременно принять меры без обращения в сервис. Ниже рассмотрены основные методики визуальной и функциональной проверки компонентов ходовой части на автомобилях ВАЗ.
Подготовка к диагностике
Условия проверки
Для качественного осмотра необходимо:
- ровная площадка с доступом к передней и задней части автомобиля;
- смотровая яма или подкатной домкрат;
- комплект ключей и монтировка;
- фонарь и перчатки.
Желательно производить проверку на заглушённом автомобиле, с установленным на ручной тормоз и подложенными упорами под колёса.
Визуальный осмотр
Перед началом любых действий следует осмотреть кузов, крылья, арки и подкрылки на предмет следов ударов, смещений и деформаций, которые могут указывать на повреждения ходовой части.
Проверка амортизаторов
Визуальные признаки неисправности
- Подтёки масла на корпусе амортизатора.
- Повреждение пыльника штока.
- Следы перекоса в верхнем или нижнем креплении.
Функциональная проверка
Нажатие на кузов автомобиля в области предполагаемого амортизатора должно вызывать колебание с одной амплитудой. Если после нажатия кузов продолжает раскачиваться более одного раза — амортизатор утратил эффективность.
Амортизаторы подлежат замене попарно на одной оси при наличии признаков утечки или ослабления демпфирования.
Диагностика сайлентблоков
Методы проверки
Сайлентблоки контролируются визуально и при помощи монтировки. Наиболее подвержены износу:
- рычаги передней подвески;
- втулки балки задней оси;
- соединения стабилизаторов поперечной устойчивости.
Признаки износа:
- трещины в резиновой части;
- деформация втулки;
- смещение металлической втулки относительно корпуса;
- скрип и посторонние звуки при движении по неровностям.
При наличии люфта или разрушения резины сайлентблок подлежит замене. Диагностика должна проводиться при полностью разгруженной подвеске.
Проверка шаровых опор
Визуальная и механическая диагностика
Необходимо проверить:
- целостность пыльника;
- отсутствие следов вытекания смазки;
- наличие люфта в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Проверка осуществляется раскачиванием поднятого колеса вверх-вниз. При обнаружении щелчков или свободного хода — шаровая опора изношена.
На автомобилях ВАЗ рекомендуется проверять шаровые опоры каждые 10–15 тыс. км, особенно при эксплуатации в условиях плохих дорог.
Оценка состояния рулевых тяг и наконечников
Методы контроля
Проверка проводится при помощи помощника: один человек вращает рулевое колесо влево-вправо с небольшими амплитудами, второй наблюдает за движением тяг.
Признаки неисправности:
- задержка в передаче движения;
- наличие посторонних звуков;
- люфт наконечника;
- порванные пыльники.
Люфт в соединении шаровой части рулевого наконечника может быть причиной ухудшения управляемости и неравномерного износа шин.
Диагностика ступичных подшипников
Признаки износа
- Гул или шум при движении, особенно накатом;
- Вибрация в рулевом управлении;
- Люфт колеса при раскачивании в горизонтальной плоскости.
Проверка: поднятое колесо вращают вручную и прислушиваются к шуму. Наличие гула или неравномерного сопротивления — признак износа подшипника.
Подшипник требует немедленной замены при выявлении свободного хода или повышенного шума.
Проверка пружин и упругих элементов
Обращение внимания
- Равномерность высоты автомобиля по осям;
- Трещины, сколы, следы ржавчины на витках;
- Повреждения чашек и опорных элементов;
- Оседание кузова с одной стороны.
Пружины не подлежат ремонту. При обнаружении повреждения или ослабления — меняются парой.
Состояние тормозных шлангов и магистралей
Осмотр
- отсутствие трещин, вздутий и подтёков;
- равномерность хода тормозной педали;
- целостность креплений шлангов к кузову и суппорту.
При обнаружении следов коррозии на металлических трубках или вздутий шлангов требуется немедленная замена.
Дополнительные рекомендации
- При возникновении неравномерного износа шин рекомендуется произвести сход-развал.
- Проверка шин на предмет грыж и повреждений борта должна проводиться одновременно с диагностикой подвески.
- Осмотр ступиц, тормозных дисков и креплений колёс входит в стандартный контроль ходовой части.
Для последующего ремонта и замены изношенных компонентов рекомендуется купить запчасти ВАЗ у проверенных поставщиков с соответствием каталожным номерам и допускам производителя.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!